Лицей № 40 при УлГУ
город Ульяновск
  • Повышение мотивации подростка к обучению

    Автор: Тарасова Е.Г.
    Повышение мотивации подростка к обучению.

    Повышение мотивации подростка к обучению

    Как повысить мотивацию школьников

    Мотивация, пожалуй, самый мощный двигатель, помогающий нам добиваться поставленных целей. Изучая виды мотивации, психологи определили два типа мотивационного поведения: стремление к максимальному успеху и стремление избежать неудачи. Подобные установки обычно формируются в семье, поэтому если вы задумались над тем, почему ваш ребенок слабо мотивирован на учебу, начинайте анализ ситуации со своей модели поведения.

    1. Вы сравниваете своего ребенка с одноклассником, соседом, товарищем такого же возраста и постоянно напоминаете об их достижениях? Запомните: таким образом вы ориентируете своих детей на усредненные социальные стандарты и нормы. Вместо этого постарайтесь оценить личные заслуги ребенка, приободрите его, когда ему тяжело, похвалите, если он добился даже минимального успеха, объясните, что каждому человеку свойственно ошибаться. Избегайте личностных сравнений! Это, скорее всего, только увеличит в ребенке степень неуверенности. Критика должна быть разумной, дающей толчок к дальнейшему развитию положительной мотивации.

    2. Многие родители считают, что жесткий контроль над выполнением домашних заданий помогает ребенку избегать явных неудач и держаться на плаву в бескрайнем море учебного процесса. Однако такая модель поведения подавляет инициативность и постепенно уничтожает самостоятельность вашего ребенка. А развитие самостоятельности – одна из важнейших психологических потребностей человека. Помощь должна приходить в виде совета, а не приказа, в форме авторитетного, но не авторитарного мнения.

    3. Продолжая тему авторитетного воспитания, необходимо отметить, что именно этот стиль воспитания является основой для формирования независимой мотивации школьника в отношении учебы. Старайтесь разумно комбинировать проявление любви и контроль. Конечно, в семье необходимо устанавливать определенные правила, в том числе и в отношении к учебе, однако они должны быть разумны и понятны ребенку, должны содержать ориентиры, чтобы он мог сам ставить перед собой цели в рамках этих правил.

    4. Самым лучшим ориентиром является личный пример родителей и их реакция на поведение ребенка. Помните, что любовь окрыляет, чаще хвалите своего ребенка, интересуйтесь содержанием учебного процесса, а не только полученными оценками, и никогда не наказывайте ребенка, не обсудив с ним его проступок и его причины. Ваши действия должны быть разумны, логичны и понятны ребенку.

    Как заинтересовать детей в учебе

    1. Используйте лозунг «Знание – сила». Вы должны убеждать ребенка в том, что знания делают его сильнее, добавляют ему возможностей управлять миром и получать желаемое. В дополнение к своим рассказам поищите литературные произведения, фильмы, в которых умники побеждают сильных. Ребенок должен понимать, что знания – основной способ добиться в жизни того, что хочешь.

    2. Запретите принижение интеллектуалов в семье. Разговоры на темы вроде «Писал диссертацию по кибернетике, а теперь морковку продает на рынке» лучше вести не в присутствии ребенка. Знания, интеллект, диплом – это лишь средство, а не самоцель. И от того, что кто-то из ваших знакомых не смог ими воспользоваться, чтобы устроиться в жизни, знания не становятся менее ценными. Лучше приводите примеры успешных людей, которые при помощи хорошего образования и знаний смогли достичь многого в этой жизни.

    3. Хвалите стремления ребенка к знаниям. Не отмахивайтесь раздраженно от вопросов, покупайте книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы. Незачем ругать ребенка за промахи, говорите ему, что все совершают ошибки на пути к истине. Хвалите любые достижения, которые ребенок обрел на пути к знаниям. Это поможет вам еще больше заинтересовать его учебой.

    Как мотивировать подростка на учебу

    Человеческой природе свойственна потребность в познании. Пубертатный период – очень ответственный этап становления личности. В это время происходит не только гормональная перестройка, но и перестройка во взаимодействии между интеллектом и эмоциями.

    1. Запрет – не панацея. Одно из главных противоречий подростка заключается в том, что он хочет быть хорошим, но не любит, когда его воспитывают. Любые запреты и грубые вмешательства в его жизнь вызывают в нем бурное негодование, протест. Если категорично требовать от подростка что-то сделать, скорее всего, он пойдет наперекор. А если еще и подкреплять требование угрозами наказания, это лишь ухудшит ситуацию.

    2. С красным флагом в руках. Дайте юному гражданину возможность почувствовать себя частицей коллектива. Именно социальная мотивация наиболее действенна в отношении подростков. Находясь в коллективе, человек испытывает ответственность перед обществом за свою деятельность. Рассказывайте ребенку о героях и о подвигах, о талантливых артистах и мастерах с «золотыми руками». Пусть он вдохновится идеей об идеальных достижениях, мысленно сравнивая себя с одним из героев. Мотивировать на учебу его будет стремление ощутить то сладостное чувство, когда коллектив отзывается о нем хорошо.

    3. Личным примером. Хоть подросток и стремится показать свою независимость, он по-прежнему смотрит на вас и в некоторой степени вам подражает. Увлеченный ли вы человек? Если вы молча и угрюмо ходите на работу, а вечером «спите» перед телевизором, чему хорошему научится от вас подросток? Займите активную жизненную позицию сами, читайте книги, катайтесь на лыжах, играйте в волейбол, вышивайте крестиком. Вспомните, о чем вы сами мечтали в отрочестве, и попробуйте реализовать вашу мечту. Может быть, вы хотели выучить китайский язык? Поставить сценическую речь?

    4. Не вширь, а вглубь. Внимательно отнеситесь к внутреннему миру подростка, его переживаниям. Он будет чувствовать себя несчастным и одиноким, если все вокруг будут только требовать, но никто не поинтересуется тем, чего он хочет и что его тревожит. Если вам кажется, что ребенок ведет себя плохо, попытайтесь выяснить причины плохих поступков. За кажущейся «ленью» подростка часто скрывается неудовлетворенность жизнью, личностный конфликт, отсутствие нормального контакта со сверстниками.

    Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка.

    1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

    2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

    3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?)

    4. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

    5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).

    6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

    7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

    8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.

    9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

    10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

    Рекомендации родителям  по установлению эффективного взаимодействия  с подростками.

    1. Уважаемые родители, как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите ребенка просто так!

    Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».

    2. Уважаемые родители, сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что-то критикуете. Подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же - раздражением. Помните, что обсуждение – это НЕ нотация! Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают воспринимать.

    3. Уважаемые родители, важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.

    4. Уважаемые родители, важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка. Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?»

    5. Уважаемые родители, не стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка. Иначе это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребенок делает хорошо.

    6. Уважаемые родители, не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.

    7. Уважаемые родители, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.

    8. Уважаемые родители, пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним.

    9. Уважаемые родители, соблюдайте простое, но важное правило. Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике